Прощенное вескресенье. Как простить тех, кто сильно обидел? Митр. Антоний Сурожский

МИТР. АНТОНИЙ СУРОЖСКИЙ (1)«Теперь мы вступаем в совершенно новое время. Великий пост, на английском и на немецком языках, называется весной — это и есть весна духовная.

После того, как мы каялись в течение всех подготовительных недель, мы вступаем в период, когда мы с радостью шествуем по направлению к воскресению Христову, и шествуем не одни, а все вместе.

И поэтому на грани между подготовительными покаянными неделями и теми неделями, когда мы идем вместе со Христом сначала на Голгофу, а затем к воскресению, мы должны друг друга простить. Простить для того, чтобы можно было нам вместе идти со Христом, а не идти порознь. Идти вместе, нераздельно, любя друг друга.

Это не так просто, потому что за годы жизни накопляется в душе человека много горечи против своего ближнего. Из мелочей вырастает целая гора отчужденности. А иногда это уже не мелочи, а это глубокие оскорбления и глубокие раны.

Кто-то из писателей духовных говорил о том, что наш путь от Прощеного воскресения к Пасхе подобен пути мореплавателей, которые вместе должны, на одном корабле, двигаться к цели.

И поэтому, раньше, чем пуститься в ход, мы должны примириться друг со другом для того, чтобы это совместное путешествие наше было мирным, чтобы мы могли бы друг другу помогать на пути, а не являться тяжестью.

С одной стороны, это кажется иногда невозможной вещью: как я могу всем и каждому простить все, чем он меня порой очень глубоко ранил, унизил, оскорбил?

А с другой стороны, как мы можем идти на Голгофу со Христом, и через Голгофу к воскресению, отвергая друг друга?

Мне кажется, есть только один путь. Исцелиться до конца мы по доброй воле просто не в состоянии. Но одно мы можем сделать — сказать каждому, с кем мы во вражде, каждому, кто стал нам чужд:

«Ты остаешься для меня задачей, еще не разрешенной, может быть неразрешимой до конца моей жизни, но я, во имя Христово, тебя принимаю таким или такой, какой ты есть. Я не буду ожидать такой перемены, которая сделала бы наши отношения легкими, а я тебя принимаю какой ты есть, до конца, и буду выполнять заповедь апостола Павла — друг друга тяготы носите, и так вы исполните закон Христов (Гал. 6:2)».

Каждый из нас может оказаться такой тяготой для людей или для одного человека. Но мы можем сказать:

«Да, я тебя принимаю, какой ты есть; ты для меня труден. Ты, может быть, даже порой невыносим; ты так глубоко меня ранил в прошлом, что я забыть этого не могу, пережить до конца не могу, но я тебя принимаю, и мы будем вместе идти, потому что и ты, и многие другие должны так же меня принять, должны так же меня терпеть, должны так же меня нести».

И вот вступим в этот Великий пост не с иллюзией, что мы каждого человека уже простили или можем простить в одно мгновение, когда он подойдет к иконам, положит земной поклон и будем друг у друга простить прощения. Нет, пусть это будет проще и более честно.

Скажем: «Да, ты мне труден; я еще не дорос до той меры, при которой все исцелено. Но я тебя принимаю, какой ты есть, во имя Христово, и мы вместе будем шествовать, и мы вместе придем на Голгофу; и если у подножия Голгофы, если у подножия Креста, видя, что стоит Богу наше взаимное отчуждение, мы не сможем друг друга глубоко принять и простить, тогда нам надо задуматься над собой очень, очень глубоко. Потому что если мы не пройдем через Голгофу, мы не пройдем через Воскресение».

Вот поэтому, будем друг у друга просить прощения, то есть не говорить друг другу лживые слова о том, что я все тебе прощаю, все обиды, все оскорбления, все унижения, всю неправду нашей жизни.

Нет, скажем: «Я тебя принимаю во имя Христа, и буду нести все последствия твоей личности, всё нести на плечах, и тебя молю: и ты понеси меня… И тогда мы дойдем вместе до того места, из которого исцеление сияет на нас, новая жизнь…»

Из проповеди митр. Антония Сурожского, 2003

………………………….

Управление гневом тренинг