Иоанн Златоуст [347-407 гг.]

Иоанн Златоуст - великий ораторИоанн Златоуст [347-407 гг.]

Иоанн Златоуст — величайший из отцов Восточной церкви, один из трех ее «вселенских учителей».

Про еще одну выдающуюся личность — Эзопа читайте  здесь.

Сам святой Иоанн Златоуст  родился в весьма обеспеченной и добропорядочной семье в сирийской Антиохии примерно в 347 году нашей эры. Отец его по имени Секунд состоял в высокой должности воеводы в императорском войске, а мать Анфуса была весьма образованной женщиной, которая к тому же оставалась примерной супругой и матерью семейства. Оба супруга были благочестивыми христианами, любили друг друга и деток своих — маленькую дочку и новорожденного Иоанна. Но в самом начале расцвета их семейного счастья Секунд неожиданно скончался, оставив вдовой двадцатилетнюю Анфусу. Через некоторое время у Анфусы умерла и маленькая дочь, и все свои устремления и силы молодая мать, не согласившаяся вторично выходить замуж, вкладывала в своего сына Иоанна.

Начальное образование Иоанн получил дома, непосредственно от своей любящей и образованной мамы. Состояние позволяло Анфусе отдавать мальчика для получения дальнейших знаний в школы Антиохии, коих было в этих «сирийских Афинах» весьма много. Император Юлиан ОтступникК моменту наступления возраста 14-15 лет Иоанна в Антиохии начали происходить гонения на христиан императора Юлиана Отступника. Христиан в то время пытали, убивали. Сам Юлиан начал активно выставлять христиан как тёмных и невежественных фанатиков, писал и издавал злобные сатиры и сочинения в опровержение божества Христа. Иоанн же именно в это время сосредоточенно наблюдал за всем происходящим вокруг, между тем, в домашнем уединении продолжал изучать Святое Писание и занимался самообразованием.

После того как неистовства Юлиана закончились в связи с его заслуженной гибелью, в Антиохии вновь наступили спокойные времена. Уже 18-летним юношей Иоанн продолжил своё образование в школе знаменитейшего в то время учителя ораторства Ливания. Ливаний, правда, по своим убеждениям был язычником-софистом, который к тому же являлся пособником Юлиана, пока тот был жив. Но слепой враждой к христианству он не обладал, потому мать Иоанна и решилась своего сына отправить к Ливанию на прохождение курса высшего красноречия.

Старый софист Ливаний с нескрываемой тревогой следил за стремительным возрастанием в ораторстве своего ученика. Мало того, что учитель видел того, кто его превзойдёт, так ещё и явные христианские устремления Иоанна рушили надежды Ливания на то, что столь одарённый ученик сможет реанимировать разлагавшийся уже труп язычества. Будучи уже сам полутрупом, то есть буквально на смертном одре, на вопрос своих приближённых о том, кого бы он желал назначить своим преемником в школе высшего ораторства, Ливаний со скорбью простонал: «Иоанна, если б не похитили его у нас христиане».

Святитель Мелетий, епископ Антиохийский (память 12 февраля), полюбивший Иоанна, как сына, наставил его в вере и в 367 году крестил. Через три года святой Иоанн был поставлен во чтеца. После того, как святитель Мелетий был отправлен в ссылку императором Валентом в 372 году, Иоанн совместно с Феодором (впоследствии — епископом Мопсуетским) учился у опытных наставников подвижнической жизни, пресвитеров Флавиана и Диодора Тарсийского. Особенное влияние на юношу оказал высокообразованный Диодор.

Святитель Иоанн ЗлатоустУ философа Андрафагия Иоанн изучал основы прежних философских систем и учился уходить от пестроты внешних явлений в таинственную область духовного мира, что отразилось в будущем на его проповедях и трактатах.

Получив образование и используя своё положение, Иоанн вполне мог вступить на государственную службу, но он предпочёл более свободное занятие – адвокатуру. Данное занятие, которое не стесняло человека известными обязанностями, в то же время открывало молодым и одарённым людям путь к довольно высокому и почётному положению в обществе. Почти вся знатная молодёжь того времени начинала свою деятельность на общественном поприще с адвокатуры. Ею, например, занимались святые Василий Великий, Амвросий Медиоланский, Сульпиций Север, другие знаменитости.

И вот выйдя из мира благочестия и доброжелательства, царившего в доме его матери, Иоанн по роду своей деятельности попал в бурный круговорот жизни, где столько неправд, обид, козней, вражды, лжи, угнетений, злорадства и слёз. Его неиспорченная душа с болью воспринимала всё это, но давала возможность познакомиться с бездной неправды и порока, которая нередко прикрывается лицемерием и ложью, а на суде выступает во всём своём безобразии. Именно деятельность в суде дала впоследствии Иоанну возможность изображать пороки с такою беспощадностью, которая обнажая всю их гнусность при этом возбуждает отвращение к ним.

Святитель Иоанн ЗлатоустАдвокатство приучило его к публичному ораторству и на этом поприще его успехи были просто блестящими, что могло обеспечить ему столь же блестящую будущность. Мало того, что при его красноречии ему была обеспечена обширная известность с соответствующим изобилием денежных средств. Молодой адвокат, сделавший себе имя в судах, мог бы сделать значительную государственную карьеру. Таковых нередко приглашало правительство для управления провинциями. Таким образом, Иоанн, вполне мог пройти по карьерной лестнице: подпрефект, префект, патриций и консул. Со званием последнего сана ему бы был гарантирован и титул «знаменитый» — - illustris.

Будучи человеком общества, Иоанн начал посещать со своими молодыми друзьями театры, цирки и прочие заведения, которыми светские люди старались наполнить пустоту своей жизни. Места развлечений в неиспорченной натуре Иоанна произвели значительное возмущение, и наряду с картинами, преподносимыми адвокатской практикой, дали ему ясное ощущение того, как далёк этот действительный мир с его неправдами и страстями от божественного замысла о нём.

Иоанн, как он сам любил говаривать, «напоив свою душу из чистого источника Святого Писания с непорочным сердцем вступил на поприще жизни». И душа его не выдержала этого испытания. Он решил порвать с «этим негодным миром» и всецело посвятить себя служению Богу и стремлению к духовному совершенству.

Однако, мать его Анфуса пришла в отчаяние, узнав о его желании уйти в иночество. И вняв её мольбам, Иоанн отложил своё намерение уйти в иноки, хотя при этом не оставил своих занятий по изучению подвижнических трудов. Архипастырь Мелетий, заметивший благочестивые наклонности 22-летнего Иоанна, возвёл его в должность чтеца. Иоанн же, решив сосредоточиться на чтении Св. Писания наложил на себя обет воздержания в слове, и вчерашний адвокат и оратор сделался практически молчальником. Он удерживался от всякого празднословия и шуток, тем самым накопляя в себе духовные силы, столь пригодившиеся ему далее.

Когда скончалась мать Иоанна, он принял иночество, которое называл “истинной философией.” Вскоре Иоанна и Василия сочли достойными кандидатами для занятия епископских кафедр, и друзья решили удалиться в пустыню, избегая назначения. Однако святой Иоанн, сам уклонившись из смирения от архиерейского сана, тайно содействовал посвящению Василия. В это время святой Иоанн написал “Шесть слов о священстве,” великое творение православного пастырского Богословия. Четыре года провел святой в трудах пустыннического жительства, подвизаясь под руководством опытного духовного наставника. Здесь были им написаны три книги “Против вооружающихся на ищущих монашества” и сочинение “Сравнение инока с царем” (”Сравнение власти, богатства и преимуществ царских с истинным и христианским любомудрием монашеской жизни”), проникнутые высоким представлением о достоинстве иноческого звания. Два года святой соблюдал полное безмолвие, находясь в уединенной пещере.

Изнуряя себя отшельнической жизнью подорвал своё здоровье, вынужден был вернуться в Антиохию и оказался опять в центре жизненных бурь. Будучи поставленным Мелетием теперь уже дьяконом, он ведёт деятельность по помощи бедным, больным, попавшим в сложные жизненные обстоятельства. Теперь он становится защитником обездоленных от жадности богачей, притеснений алчных и бессердечных чиновников, выступает против жестокосердия нравов. Первое серебро, розданное им бедным, было его собственное. Он раздал своё имущество нуждающимся, строил больницы и приюты.

Святитель Иоанн Златоуст

 

 

В 381 году святой епископ Мелетий Антиохийский посвятил его во диакона. Последующие годы были посвящены работе над новыми богословскими творениями: “О Провидении” (”К Стагирию подвижнику”), “Книга о девстве,” “К молодой вдове” (два слова), “Книга о святом Вавиле и против Юлиана и язычников.”

В 386 году святой Иоанн был хиротонисан епископом Антиохийским Флавианом во пресвитера. На него возложили обязанность проповедовать Слово Божие. Святой Иоанн оказался блестящим проповедником, и за редкий дар Богодохновенного слова получил от паствы наименование “Златоуст.” Двенадцать лет святой, при стечении толп народа, обычно дважды в неделю, а иногда — каждодневно, проповедовал в храме, глубоко потрясая сердца слушателей.

В пастырской ревности о наилучшем усвоении христианами Священного Писания святой Иоанн обращается к священной герменевтике — науке о толковании Слова Божия. Среди его экзегетических творений — толкования на целые книги Священного Писания (Бытия, Псалтирь, Евангелия от Матфея и Иоанна, Послания апостола Павла) и множество бесед на отдельные тексты святой Библии, а также поучения на праздники, в похвалу святых и слова апологетические (против аномеев, иудействующих и язычников).

Став пресвитером он в своих проповедях воспользовался своим даром красноречия и приобретёнными когда-то знаниями. Его речи оказались столь впечатляющими, что валивший на них народ, почувствовавший в лице бескомпромиссного глашатая правды воплощение совести, исполнился к нему огромного доверия.

Иоанн-пресвитер ревностно исполнял заповедь попечения о бедных: при нем Антиохийская Церковь питала каждый день до 3000 дев и вдовиц, не считая заключенных, странников и больных.
В начале Великого поста 388 года святитель начал толкование книги Бытия. За Четыредесятницу он произнес 32 беседы. На Страстной седмице говорил о предателе и о Кресте, на Пасхальной седмице и до Пятидесятницы ежедневно прихожане наставлялись его пастырским словом.

 

Толкование книги Бытия было закончено в конце октября. С Пасхи следующего года святой начал изъяснение Евангелия от Иоанна, а в конце 389 года перешел к Евангелию от Матфея. В 391 году антиохийские христиане слушали его толкование на Послания святого апостола Павла к Римлянам и к Коринфянам. С 393 года он обратился к Посланиям к Галатам, Ефесянам, Тимофею, Титу и псалмам. В беседе на Послание к Ефесянам святой Иоанн обличал антиохийский раскол: “Говорю и свидетельствую, что раздирать Церковь не менее значит, как и впадать в ересь. Церковь есть дом Отца Небесного, Единое Тело и Единый Дух.”

Росла слава святого проповедника, и в 397 году, по преставлении Константинопольского архиепископа Нектария, преемника святителя Григория Богослова, он был вызван из Антиохии для поставления на Константинопольскую кафедру. В столице святой архипастырь не мог проповедовать так часто, как в Антиохии. Множество дел ожидало решения святителя, он начал с главного — с духовного совершенствования священства. И здесь лучшим примером был он сам.

 

Средства, которые предназначались для архиепископа, святой обратил на содержание нескольких больниц и двух гостиниц для паломников. Архипастырь довольствовался скудной пищей, отказывался от приглашений на обеды. Ревность святителя к утверждению христианской веры распространялась не только на жителей Константинополя, но и на Фракию, включая славян и готов, Малую Азию и Понтийскую область. Им был поставлен епископ для Церкви Боспора, находившейся в Крыму. В Финикию, Персию, к скифам для обращения ко Христу язычников святой Иоанн направлял ревностных миссионеров, писал послания в Сирию, чтобы вернуть Церкви маркионитов, и добился этого. Храня единство Церкви, святой не позволил могущественному готскому военачальнику, диктовавшему свои условия императору, открыть в Константинополе арианский храм. Много трудов положил святитель на устроение благолепного Богослужения: составил чин Литургии, ввел антифонное пение за всенощным бдением, написал несколько молитв чина елеосвящения.

 

Распущенность столичных нравов, особенно императорского двора, нашла в лице святителя нелицеприятного обличителя. Когда императрица Евдоксия распорядилась о конфискации последней собственности у вдовы и детей опального вельможи, святой встал на их защиту. Гордая императрица не уступила и затаила гнев на архипастыря. Ненависть Евдоксии к святителю разгорелась с новой силой, когда недоброжелатели сказали ей, будто святитель в своем поучении о суетных женщинах имел в виду ее. Суд, составленный из иерархов, справедливо обличаемых ранее Златоустом: Феофила Александрийского, Севериана, Гевальского епископа, незадолго перед тем изгнанного из столицы за беспорядки, и других — постановил низложить святого Иоанна и за оскорбление императрицы предать казни.

 

Император заменил казнь изгнанием. У храма толпился возбужденный народ, решивший защищать своего пастыря. Святитель, чтобы избежать волнений, сам отдал себя в руки властей. Той же ночью в Константинополе произошло землетрясение. Дворец содрогнулся. Испуганная Евдоксия просила императора срочно вернуть святого и немедля послала письмо изгнанному пастырю, умоляя его вернуться. И вновь в столичном храме святитель в краткой речи благословляет Господа “за все пути Его.”

 

Клеветники бежали в Александрию. Но уже через два месяца новый донос пробуждает гнев Евдоксии. В марте 404 года состоялся неправедный Собор, постановивший изгнать святого Иоанна. По удалении его из столицы, пожар обратил в пепел храм Святой Софии и здание сената. Вскоре последовали опустошительные набеги варваров, а в октябре 404 года умерла Евдоксия. Даже язычники видели в этих событиях небесное наказание за неправедное осуждение угодника Божия.

 

Находясь в Армении, святитель еще более старался укрепить своих духовных чад. В многочисленных письмах (их сохранилось 245) епископам Азии, Африки, Европы и особенно своим друзьям в Константинополе святой Иоанн утешал страдающих, наставлял и поддерживал своих приверженцев. Зимой 406 года святитель Иоанн был болезнью прикован к постели. Но враги его не унимались. Из столицы пришел приказ перевести святого Иоанна в глухой Питиус (в Абхазии). Истощенный болезнями святитель в сопровождении конвоя три месяца в дождь и зной совершал свой последний переход. В Команах силы оставили его. У склепа святого Василиска (память 22 мая), утешенный явлением мученика (”Не унывай, брат Иоанн! Завтра мы будем вместе”), причастившись Святых Тайн, вселенский святитель со словами “Слава Богу за всё!” отошел к Господу 14 сентября 4 0 7 года.

 

Святитель Иоанн Златоуст был погребён в Команах. В 438 году по инициативе святого Прокла, Патриарха Константинопольского, мощи святителя были перенесены в столицу. По преданию, во время этого события народ возгласил единым голосом: «Прими престол свой, отче!», а уста святителя, лежащего в гробу нетленным, отверзлись, и он возгласил «Мир всем!»

 

Литературное наследство Златоуста колоссально. Оно обнимает трактаты, письма и проповеди. Как чтило потомство Златоуста, доказывают сохранившиеся рукописи его произведений. Печатные каталоги Книги Иоанна Златоустанасчитывают более 1900 манускриптов с его сочинениями. Кроме того, из него черпали без конца разные сборники, каталоги и пр. При всем том нельзя указать языка, на которой не переводились бы его творения. Наука в большом долгу перед Златоустом.

 

Много трудов положил святитель на устроение благолепного Богослужения: составил чин Литургии, ввёл антифонное пение за всенощным бдением, написал несколько молитв чина елеосвящения. Иоанн Златоуст был блестящим оратором (отсюда его прозвище, с 6 в.). Проповеди его по сей день считаются образцами христианского ораторского искусства.

 

Ученик святого Иоанна, преподобный Исидор Пелусиотский (память 4 февраля), писал: “Дом Давидов укрепляется, а дом Саулов слабеет, как ты видишь: он победил бурю жизни и переселился в Небесный покой.”

 

Если у вас есть что добавить, или у вас есть свой опыт по теме этой статьи, то обязательно оставьте свой комментарий ниже. Ваше мнение важно автору  сайта.

А если эта статья была вам полезна, то будьте щедрым – нажмите лайк для своих друзей  в соц.

сетях.

Хотите получать новые статьи себе на почту? Подпишитесь в форме ниже и получите подарок — Книгу «Памятка оратору».

рассказать друзьям и получить подарок

Бесплатная книга "Памятка оратору. 10 шагов к успешному выступлению"

Памятка оратору

Для того, чтобы бесплатно получить книгу, введите данные в форму ниже и нажмите кнопку "Получить книгу !"

Ваше имя:
Ваш E-Mail:

Сделайте доброе дело - помогите другим людям найти хорошую информацию - поделитесь ею в соц. сетях!

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Рекомендую почитать еще:

Комментировать

Поиск
ПОЛУЧИТЕ ПОЛЕЗНЫЙ ПОДАРОК!

Книга "Памятка оратору. 10 шагов к успешному выступлению"

Памятка оратору

Для того, чтобы получить книгу в подарок, введите свои данные в форму ниже и нажмите кнопку "Получить книгу !"

Игнатова Елена на TV
Афоризм дня:
Мир такой-то или такой-то только потому, что мы сказали себе, что он такой. Карлос Кастанеда - американский писатель и антрополог
МОИ НОВЫЕ ВИДЕО-ПОЛУЧАТЬ!
Мы в Контакте
Мы в Фейсбуке
Добавляйтесь в мой Твиттер!
24 Интернет профессии! Бесплатно!
Бесплатный анализ сайта
Защита авторских прав этого сайта
MyFreeCopyright.com Registered & Protected Copyright © 2013 Игнатова Елена. Все права защищены. Копирование материалов разрешается только при указании работающей ссылки на сайт /
Hide me
Хотите подготовить успешное выступление? Получите подарок
Ваше имя: Ваш E-Mail:
Show me